Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную часть нашей жизни. Они требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки.
Известны случаи, когда дети в прямом смысле слова заболевают в ожидании административной или районной контрольной: у них повышается температура, болит и кружится голова, пропадает аппетит. А что говорить о предстоящих выпускных экзаменах, ЕГЭ? Нередки случаи, когда уверенные в себе и успешные ученики оказывались не в состоянии ответить у доски на достаточно простые вопросы, в то время как их гораздо менее уверенные в себе одноклассники демонстрировали неожиданно высокие результаты.
Учитель может по своему усмотрению сократить число контрольных работ, но не в его власти освободить детей от экзаменов.
Одни ученики воспринимают экзаменационные ситуации достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в победе. У других не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем от страха выступает пот. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые стараются помочь своим детям в «широком диапазоне»: от обвинений в бездействии и призывов больше внимания уделять учебе до восклицаний: «Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь». Увы, все эти «традиционные» способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а ребенку помогают мало.
Наблюдения позволяют считать, что не только процесс проверки знаний больше всего волнует учащихся. Выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью, предписанной всем, и перед ним встает двойная необходимость: во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути; во-вторых, даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован.
Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к психологической адаптации в новой социальной ситуации. Здесь родителям, прежде всего, необходимо проявить умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности; помнить, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки с их стороны в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувства внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха.
Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите учебное заведение, в которое будет поступать ваш ребенок.
Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, релаксации не составит большого труда. Постарайтесь сами научиться и научить ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится на экзамене.
Очень важна психологическая поддержка выпускнику, если у него на экзамене не тот результат, на который рассчитывал, или не поступил в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.
Умение сконцентрироваться на положительном поможет успокоиться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»
Бывает так, что, испугавшись процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.
С введением в наших школах ЕГЭ тревожное, состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное следствие всего нового; неизведанного. Педагогическая практика и первый опыт проведения ЕГЭ показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к минимуму, если и взрослые, и выпускники будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы реагирования на возможные ситуации.
Так как же помочь детям в стрессовых ситуациях экзаменов?
Во-первых, для того чтобы не терять головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.
Во-вторых, родители должны следить за соблюдением режима дня. Сон — не менее. 8 часов; если у ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.
В период экзаменов дети часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая, себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит работоспособность.
Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, дискотеки — 8 часов.
Подготовка к экзаменам — 8 часов в день. Лучшее время, когда внимание и память находятся «на высоте» — с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.
Умственные занятия дети должны чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10-15-минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько упражнений, несложную работу по дому. После 2,5-3 часов работы можно сделать более продолжительный перерыв (30 мин) для приема пищи, после чего позаниматься еще часа три.
Не следует забывать о нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам она увеличивается. Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут простые упражнения:
— посмотреть попеременно вверх-вниз, вправо-влево (15—20 сек);
— попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
— «рисовать» глазами различные фигуры сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону.
В период подготовки к экзаменам желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
В-третьих, для сохранения сил и повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Для продуктивной работы мозгу необходимы разнообразные продукты.
Волнение у школьников бьет через край? Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты (элениум, тазепам).
«Успокаиваться» надо заранее: за 1—2 недели до экзаменов полезно попоить ребенка настойкой из трав — пустырника, валерианы, боярышника, пиона или отварами из них. Настойки принимают от 20 капель до чайной ложки, отвары — по 1/3 стакана 2-3 раза в день после еды.
Накануне же или перед самым экзаменом ничем успокаивающим поить ребенка не стоит: можно спровоцировать сонливость, рассеянность, заторможенность, а на экзамен нужно прийти собранным и активным.
В период подготовки к экзаменам каждое утро давайте школьнику по 1—2 драже аскорбиновой кислоты — за свойство вызывать прилив сил и улучшать умственную работоспособность по праву называют витамином бодрости.
Советы родителям выпускников